Во время поездки в Таиланд мы посетили там один буддийский храм. На самом деле, конечно же, не один )) Но здесь пойдёт речь именно о Wat Yan Sang Wararam — храме недалеко от Паттайи и золотого Будды, выложенного на склоне горы.
После небольшой экскурсии и рассказе об основах буддизма нас отпустили погулять по храму и осмотреться в нём. Вокргу основного здания храма шёл небольшой коридор, в котором сначала висели полотна с изображениями различных этапов жизни Будды, а чуть поодаль были плакаты с, опять же, основными принципами буддизма. И при осмотре этих плакатов глаз мой зацепился за один из абзацев.
Там было написано следующее:
Tilakhana: All things change. all things are impermanent. All things arise as collections of components and nothing has a real self; there are no self-existent entities.
И тут я думаю: да это же редукционизм в чистом виде. Ни у чего нет собственной, прирождённой "идентичности". Есть только физический уровень, а все более высокие уровни — модели, понятия, обобщения — создаются мозгом только чтобы облегчить себе оперирование окружающим миром ("Редукционизм",
"Рука против пальцев"). Казалось бы, не особо сложная идея, которую тем не менее очень сложно всё время держать в голове.
Особенно это непросто учитывая что мы в принципе привыкли, во-первых, оперировать понятиями, во-вторых — жить с эмоциями. И очень тяжело сделать скачок от "ну то что я чувствую же реально" к "единственное что существует на самом деле это возбуждения квантового поля" ("Злые атомы"). На первый взгляд это всё кажется крайне неинтуитивной заумью, чего уж там. Почему-то чужда нашему мозгу идея что набор атомов, составляющий стул, ничем не хуже и не лучше всех остальных атомов, его окружающих. И особую "идентичность" этой коллекции частиц назначаем мы сами.
В общем, постоял я перед этим плакатом, подумал и решил при удобном случае узнать о буддизме побольше. Не в смысле "стать буддистом", конечно Но его принципы меня определённо заинтересовали.
Напомнило: "Дорогие мама и папа! Пишу вам я, ваш сын Дядя Фёдор, из Шаолиня. Недавно я обрёл просветление и отказался от оценочного восприятия, поэтому дела у меня теперь никак..."
А вообще, я эту фразу восприняла просто как "всё сущее - череда изменчивых иллюзий". Но я с буддизмом тоже знакома постольку-поскольку, хотя и надеюсь когда-нибудь это исправить)