Смотрю гонки с ADGQ 2019, в частности Super Mario Sunshine 1v1 Lockout Bingo PangaeaPanga v SniperKing. И думаю — это ж производный формат от производного формата игры.



Основной формат, понятное дело — просто играть в Super Mario Sunshine. Отличная игра на отличной консоли, Nintendo как всегда на высоте. Но вот игра пройдена (возможно даже несколько раз), а интерес не угас. И тут начинается speedrunning.



Человек выбирает категорию (с багами/без багов, с ограничениями), читает про оптимальные стратегии, тренирует frame-perfect трюки, запоминает что делать в каждой конкретной ситуации. Тренит, тренит, тренит. Постепенно поднимается вверх по таблице личных рекордов в скоростном прохождении Super Mario Sunshine. Иногда появляются новые стратегии и трюки, которые можно включить в свой арсенал и снять ещё секунд 20 с PB (Personal Best, твой личный рекорд в определённой категории). Может даже человек становится в этом очень хорош и его приглашают на Games Done Quick сделать то же самое перед зрителями и онлайн-трансляцией. Но это уже, можно сказать, производная игра от оригинальной игры.



Потом из того же спидрана появляется Race — по сути, одновременное прохождение одной и той же игры на скорость. Довольно популярная категория.



Но так как спидран одной категории — дело, по сути, только практики, раннеры изобретают формат динамичнее: Bingo. Теперь гонщикам надо не просто пройти игру. Им даётся матрица (обычно 5 на 5) с целями, и на ней надо выполнить цели в линию. Горизонтально, вертикально, можно даже по диагонали. Теперь надо подстраивать стратегию к каждой такой матрице (вот эти цели мне даются проще, а вон там я ещё не освоил нужный трюк, так что попробуем вот эту линию). Это добавляет в спидран элемент планирования по ходу и делает их более разнообразными.



И вот производное от Bingo — Lockout Bingo. Любая выполненная тобой цель закрашивается на общей матрице в твой цвет и противник её выполнить больше не может. Таким образом это наверное единственный формат спидранов где можно играть "в защиту" — пресекать попытки противника завершить свою линию. Видишь что противник завершил выполнение третьей цели из своей линейки — бросаешь всё и идёшь завершать пятую, чтобы не дать ему победить. Получается странная, но интересная смесь спидрана и "крестиков-ноликов".